АгроНТИ
Статьи

Повышение медносности с помощью удобрений

Мы уже писали, что опыление пчелами энтомофильных сельскохозяйственных культур, таких как рапс, подсолнечник, гречиха, фацелия, горчица, донник, клевер и других увеличивает семенную продуктивность растений и, соответственно, их урожайность.

Еще в далеком 1951 году в официальном издании Министерств сельского хозяйства СССР и РСФСР – ежемесячном научно-производственном журнале «Пчеловод» была опубликована статья проф. Н.Г. Ротмистрова о повышении нектаровыделения у медоносных культур с помощью удобрений.


Cтатья проф. Н.Г. Ротмистрова

Удобрения в его исследовании выполняли двоякую роль. С одной стороны, они увеличивали количество цветков на растениях, а с другой – повышали сахаристость нектара во время цветения. Растения использовали удобрения, чтобы быть максимально привлекательными для опылителей, предоставляя им еще больше цветков для опыления и еще более сладкий нектар. Ведь главная цель любого растения — это создать как можно больше семян с большим запасом питательных веществ. И в этом деле главные помощники — опылители.

Поэтому, используя удобрения, аграрий, конечно, должен понимать, что для формирования урожая дополнительно к применяемым удобрениям нужно прилагать также и медоносных пчел. Иначе говоря, удобрения без пчел – это деньги на ветер. И действительно, если некому помочь растению образовать зерно, то зачем тогда вообще заморачиваться с удобрениями? Так что получается, что и самому аграрию прямая выгода поддерживать пчеловодство. Ведь чем больше пчел, тем выше урожайность и по рапсу, и по подсолнечнику, и по гречихе, и по семенам многолетних трав, да и по массе других культур.


Чем больше пчел, тем выше урожайность

Эту нехитрую связь между пчелами и урожайностью уже давно усвоили коллеги из западных стран. В США, например, около 1,8 миллионов пчелосемей ежегодно вывозятся на плантации миндаля в Калифорнию — это примерно 2/3 всех пчел США. Конечно, такое сотрудничество дает хорошую выгоду и «миндалеводам» и пчеловодам. А вот другие фермеры, которые так же, как и владельцы миндальных садов нуждаются в опылении своих угодий, в результате отъезда большинства пчел «на миндаль» регулярно испытывают недостаток опылителей. Вот ведь какая проблема в США – пчел на всех не хватает! Важность пчел для сельского хозяйства признается и на официальном уровне. Например, Министерство сельского хозяйства штата Теннесси на своем сайте именует медоносную пчелу ни много ни мало официальным сельскохозяйственным насекомым штата Теннесси.

В Великобритании заказ услуг по аренде ульев ведется через Национальную службу опыления. Британские фермеры выбирают там пчеловода, заключают договор на оказание услуги и получают свою прибыль от опыления, в том числе, кстати, и на рапсе. А в 2019 году по странам Европы был проведен социологический опрос фермеров, который показал, что почти половина фермеров, принявших участие в опросе, испытывает нехватку в услугах опыления для одной или нескольких сельскохозяйственных культур и почти треть фермеров заказывали услуги опыления на своих угодьях. Это только некоторые примеры того, как фермеры на Западе привлекают пчел для увеличения урожаев.


Пасеки на полях

Почему же на Западе практика использования пчел для повышения урожайности сельскохозяйственных культур применяется, а в России — нет? Может быть, западный фермер такой идеалист и ему важнее пчелы, а не собственный урожай, вот он и платит пчеловоду ни за что? Или он с арифметикой не в ладах и не замечает своих убытков? Или, может быть, он работает не ради прибыли, а так, ну, чтобы просто поработать?

Разумеется, утвердительного ответа здесь нет и быть не может. Тогда, очевидно, все как раз наоборот — западный фермер и не идеалист, и деньги он считать умеет, и выгоду свою понимает, и рачительно ко всем своим вложениям в будущий урожай относится. Потому-то он пчел и призывает на свои поля, чтобы максимально окупить урожаем и внесенные удобрения, и, как это ни странно, пестициды.

А российские фермеры, российские агрохолдинги — почему они не используют пчел для увеличения окупаемости удобрений и повышения урожайности? Впрочем, это не вопрос никакой, поскольку ответ известен — пестициды мешают. Получается, что применение пестицидов, от которых гибнут пчелы, снижает эффективность удобрений, которые, между прочим, немалых денег стоят. И как же тогда западным фермерам удается и пестициды применить, и пчелами урожайность повысить — вот ведь в чем настоящий вопрос!

Надеемся, что российским аграриям вслед за западными фермерами удастся разгадать эту загадку. Хорошо бы только, чтобы они это сделали раньше, чем исчезнут медоносные пчелы. Иначе возникнет другой вопрос, гораздо более неприятный: а во сколько миллиардов обойдется восстановление пчеловодства в России и будет ли оно вообще возможным?


А во сколько миллиардов обойдется восстановление пчеловодства в России?